Разъяснение законодательства «О проблемах охраны Родиолы розовой (Золотой корень) - Rhodiola rosea L. и Копеечника чайного (Красный корень) - Hedysarum theinum на федеральном и региональном уровнях».

Категория: Прокуратура района информирует
Опубликовано 11.01.2023 08:47
Автор: Администрация6
Просмотров: 262

Разъяснение законодательства «О проблемах охраны Родиолы розовой (Золотой корень) - Rhodiola rosea L. и Копеечника чайного (Красный корень) - Hedysarum theinum на федеральном и региональном уровнях».

 

Приказом Минприроды России от 23.05.2016 № 306 утвержден Порядок ведения Красной книги Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и статуса угрозы исчезновения и мер охраны (далее - категории статуса), с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее - объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Красная книга Российской Федерации ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Для выработки предложений и рекомендаций, способствующих принятию решений, связанных с ведением Красной книги Российской Федерации, при Минприроды России создается Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам (далее - Комиссия).

Комиссия осуществляет взаимодействие с научными организациями, в том числе Российской академией наук (РАН), а также с федеральными органами исполнительной власти (в частности, Минсельхоз России, Рослесхоз, Росрыболовство, Росприроднадзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области охраны и использования животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны водных биологических ресурсов и в области лесных отношений (далее - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

В Красную книгу Российской Федерации заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, которые подлежат особой охране.

В Красную книгу Российской Федерации заносятся объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны, а именно:

- объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения;

- уязвимые, узкоареальные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон.

Минприроды России рассматривает предложения о занесении в Красную книгу Российской Федерации (исключении из Красной книги Российской Федерации) или об изменении категорий статуса объектов животного или растительного мира, поступившие от органов государственной власти, организаций, граждан, и направляет указанные предложения для экспертных заключений в РАН и, при необходимости, в иные научные организации.

После представления экспертных заключений из РАН или иных научных организаций Минприроды России направляет их вместе с указанными предложениями на рассмотрение в Комиссию.

Основанием для занесения в Красную книгу Российской Федерации или изменения категории статуса объекта животного или растительного мира являются данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, увеличении фрагментации ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению.

Решение о занесении в Красную книгу Российской Федерации (исключении из Красной книги Российской Федерации) объекта животного или растительного мира, а также изменении категорий его статуса, принимается Минприроды России по представлению Комиссии, с учетом экспертного заключения РАН, а также заключений иных научных организаций (при их поступлении), по согласованию с Минсельхозом России и оформляется приказом Минприроды России.

Закон Республики Алтай от 06.07.2017 № 39-РЗ и Постановление Правительства Республики Алтай от 16.01.2015 № 3 также утвержден порядок ведения Красной книги Республики Алтай.

Красная книга Республики Алтай ведется Правительством Республики Алтай или уполномоченными им исполнительными органами государственной власти Республики Алтай на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении объектов животного и растительного мира в порядке, установленном Правительством Республики Алтай.

Органы государственной власти Республики Алтай, органы местного самоуправления в Республике Алтай, организации, находящиеся на территории Республики Алтай, граждане вправе вносить в Правительство Республики Алтай или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Республики Алтай предложения о занесении в Красную книгу Республики Алтай, а также об исключении из нее или об изменении категорий статуса редкости объектов животного и растительного мира.

Актуальным вопросом в Республике Алтай продолжает оставаться борьба с уничтожением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. На территории республики произрастает более двух тысяч видов растений. Значительная их часть в нашей стране и за рубежом используется в фармацевтической промышленности для производства лекарственных препаратов. Особым спросом на рынке лекарственного сырья пользуется Родиола розовая (Золотой корень) - Rhodiola rosea L. и Копеечник чайный (Красный корень) - Hedysarum theinum высокогорные виды, произрастающий на высоте 1800-3200 метров над уровнем моря, в долинах рек, на скалах, альпийских лугах и являются малоперспективным для интродукции (искусственного выращивания).

Родиола розовая (Золотой корень) - Rhodiola rosea L внесена в красную Кранную книгу Российской Федерации (за исключением популяций Республики Тыва, Алтайского и Красноярского краев, Магаданской области), а также в Красные книги Республики Алтай, Алтайского края, Красноярского края и Кемеровской области по причине отнесения к уязвимому виду, и виду сокращающейся численности популяции.

В Красную книгу Российской Федерации внесено 8 различных видов Копеечника, однако Копеечник чайный (красный корень) - Hedysarum theinum в Красную книгу Российской Федерации не внесен. Указанный вид растения внесен только в Красную книгу Республики Алтай.

В Западной Сибири данное растение, произрастает в Республике Алтай и в Алтайском крае. Копеечник чайный (красный корень) - Hedysarum theinum в Красную книгу Алтайского края не внесен, вместе с тем туда внесен более распространенный на территории республики и не требующий охраны Копеечник забытый - Hedysarum neglectum.

Причиной невнесения Копеечника чайного (красный корень) - Hedysarum theinum в Красную книгу Российской Федерации явилось то обстоятельство, что ранее Копеечник чайный и Копеечник забытый ученые считали одним видом и только в 1985 году Копеечник чайный был описан ботаниками в научных трудах как самостоятельный вид.

В результате дальнейшего изучения указанного вида растения ботаниками было установлено, что у Копеечника чайного дизъюнктивный ареал обитания сильно ограничен, у него сложная, стержневидная биология строения корня достигающего 1,5 метра в длину, делающая его привлекательной для незаконной добычи. При этом для созревания указанного растения до достижения товарного вида требуется период 25 - 30 лет.

Воспроизведение учеными указанного растения посредствам интродукции результата не принесло. В период с 2007 по 2010 год на территории Онгудайского района (Семинский перевал) проведена реинтродукция Копеечника чайного, подтвердившая возможность его выращивания в естественных условиях в природной среде.

Учитывая, что «Золотой и Красный корни» пользуется высоким спросом на рынках, прогнозируется их дальнейшая сверхэксплуатация (перепромысел), то есть будет добываться больше, чем допустимо по экологическим возможностям возобновления популяции и предотвращения его биологического вымирания.

В Алтайском филиале Центрального Сибирского ботанического сада Сибирского отделения Российской академии наук «Горно-Алтайский ботанический сад» проводилась работа по исследованию данного вида, которая в настоящее время не закончена. Научный материал в адрес Министерства природных ресурсов экологии и туризма Республики Алтай не направлялся.

За уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, ст. 8.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность для физических лиц в виде штрафа до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добычи, а также самих растений, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрен штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, также с конфискацией орудий добычи и самих растений.

В связи с тем, что на территории Республики Алтай Родиола розовая (Золотой корень) произрастает в труднодоступных, преимущественно приграничных районах работой, связанной с обнаружением и изъятием корня, а также работой по пресечению его добычи и транспортировки занимается Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай, а также осуществляют функции по привлечению виновных лиц к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ.

Кроме того, лицо, совершившее указанное правонарушение, несет гражданско-правовую ответственность и обязано возместить ущерб причиненный объектам растительного мира. При этом размер причиненного вреда рассчитывается в зависимости от категории земель, на которых собранно, добыто или уничтожено растение.

На землях лесного фонда ущерб рассчитывается исходя из утвержденной методики расчета и составляет 96 рублей 80 копеек за 1 килограмм.

На землях сельскохозяйственного назначения исходя из методики 300 рублей за каждое растение.

В настоящее время, добыча «Золотого корня» достигла промышленных масштабов, незаконный доход от которого исчисляется миллионами, а ущерб государству десятками миллионов рублей.

В тоже время, задерживаются и привлекаются к административной ответственности, лишь исполнители, как правило, копатели – лица без определенного места жительства из соседних регионов. В связи с отсутствием в КоАП РФ института соучастия, привлечь организаторов, пособников и других лиц, занимающихся данным видом незаконной деятельности, не представляется возможным.

При этом взыскать причиненный ущерб возможно только в случае привлечения лица к ответственности за сбор, добычу или уничтожение растения. В случае задержания лица во время транспортировки корня предусмотрена только административная ответственности и его изъятие.

В результате проведенного анализа отмечается ежегодный рост как самих правонарушений связанных с добычей и транспортировкой «Золотого корня» так объема изъятого корня.

В связи с чем, в настоящее время всерьез рассматривается вопрос об ужесточении ответственности за незаконную добычу растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и возможно в скором будущем ст. 8.35 КоАП РФ «переедет» в главу 26 Уголовного кодекса Российской Федерации – экологические преступления.