Выбор главы поселения из числа депутатов: за и против

Категория: общественные
Опубликовано 12.04.2017 12:08
Автор: Администрация
Просмотров: 3511

На сегодняшний день глава в Артыбашском сельском поселении избирается не путём прямых выборов, а из числа местных депутатов. Эта инициатива в своё время возникла не на пустом месте. В преимуществах такой системы избрания главы убеждён Алексей Семухин. За девять лет работы на посту главы поселения и участия как в прямых выборах так и в выборах из числа депутатов у Алексея Юрьевича сложилась чёткая и стойкая позиция в пользу последней. Сегодня глава Артыбашского поселения Алексей Семухин делится с нами своим видением ситуации.

Когда мы стали узнавать у лидеров мнений нашего поселения о системе выбора главы, выяснилось, что есть разные позиции. Однако, когда без искажений, как есть рассказываешь и объясняешь недостатки и преимущества того и другого варианта, люди вникают, понимают и, как правило, признают систему выборов из числа депутатов более эффективной для реальной работы, а устав поселения – реальным инструментом системы управления  и защиты местных интересов жителей села.

В качестве главы поселения я выстраивал деловые отношения с Советом депутатов двух созывов (второго и третьего) и могу с уверенностью сказать, что при избрании главы из числа депутатов работа Совета депутатов в целом качественно отличается в лучшую сторону.  

1.     Выросла явка депутатов на сессии. Не приходится упрашивать депутатов придти на сессию (а такие времена были). Сейчас депутаты отсутствуют только по уважительным причинам.

2.     Активность депутатов в работе сессий и в период между сессиями возросла, появилась внутриполитическая конкуренция. Депутаты активно отстаивают свою позицию, интересы групп депутатов.

3.     Депутаты не только участвуют в работе сессий, но и помогают жителям на  своих округах конкретными делами, подключая свои собственные ресурсы, в том числе и финансовые, доказывая избирателям правильность сделанного ими выбора.

4.     Стабилизировалась ситуация в поселении. Более 5 лет нет протестных выступлений по работе органов местного самоуправления, как это было во втором созыве.

5.     В совете депутатов рабочие, доброжелательные отношения, нет противостояний между органами местной власти, есть конструктивный диалог.

Существующая система выборов главы поселения из числа депутатов имеет ряд преимуществ  перед прямыми выборами главы:

1.     Повышается статус депутата. Выбор главы поселения из состава депутатов позволяет лидерам максимально проявить свои способности и амбиции, качественно повышается предвыборная конкуренция на округах. Кандидаты понимают, что депутат обладает реальной властью, каждый из них может стать главой, который в свою очередь несёт ответственность не только перед населением, его избравшим, но и перед депутатским корпусом. Таким образом, состав Совета депутатов качественно улучшается.

2.     Все лидеры общественного мнения остаются в структуре ОМС. Прямые выборы главы поселения оставляют за чертой структуры ОМС потенциальных сильных лидеров, которые, проиграв выборы главы, выбывают из активного внутриполитического процесса. Вместо совместной работы на благо поселения, как правило, они дестабилизируют работу ОМС и ослабляют защиту местных интересов.

При выборе главы из числа депутатов самые сильные лидеры на своих округах входят в состав Совета депутатов и могут быть потенциально избранными на должность главы.

3.     Создается депутатская внутриполитическая платформа для эффективной работы и принятия решений. Для того чтобы быть избранным главой необходимо объединить 2/3 депутатов и постоянно поддерживать связь с населением и со всеми депутатами. При этом Глава и его депутатская группа выступают, как единая команда.  Данная система управления аналогична управлению на государственном уровне, когда Президент РФ имеет в Государственной думе поддержку партии власти. Эта система напрямую влияет на эффективность управления и стабильность.

4.     Управление территорией коллегиально. При выборе главы из числа депутатов, основные решения принимаются коллегиально большинством голосов, и депутаты  несут равную ответственность. При прямых выборах глава может быть подвержен давлению со всех сторон (извне и внутри). Отсутствие поддержки депутатов и чрезмерная ответственность значительно снижает активность и эффективность работы руководителя. Один в поле не воин.

5.     Омоложение системы ОМС. У молодых активных амбициозных людей появляется возможность быть избранным в систему управления территорией. Поселение получает новый взгляд, свежие идеи развитие. Молодым нужно реализовывать свои амбиции и планы, самоутверждаться, нужно помогать в реализации полномочий. При прямых выборах молодому быть избранным главой поселения крайне сложно.

6.     Переизбрание главы упрощается.  Если глава поселения не справляется с обязанностями или не отстаивает местные интересы, не может наладить контакт с советом депутатов, депутаты, не дожидаясь следующих выборов, могут выбрать другого главу из своего состава. Явная экономия времени и финансовых средств

7.     Поддержание порядка в селах. Глава поселения является главным муниципальным инспектором. В случае выборов из числа депутатов общественный контроль осуществлять проще. Позиция «мы тебя избрали, а ты нас тут штрафуешь» отсутствует, зато она явно прослеживается при прямых выборах. 

Изменить Устав поселения и вернуться к прямым выборам призывает инициативная группа, в которой нет молодёжи. В основном это пенсионеры, люди в возрасте. Члены инициативной группы не собираются идти на выборы ни в качестве депутатов, ни в качестве претендентов на должность главы поселения, а значит там просто нет реальных лидеров. Идея возвращения в Устав по прямым выборам главы была мотивирована следующими факторами: большинство пожилого поколения просто привыкло выбирать главу напрямую; другие поселения после неудачного опыта выборов меняют уставы на прямые выборы главы; при выборе из числа депутатов уменьшается подконтрольность и подотчётность главы поселения.

На что хочу ответить, что контроль за деятельность главы только возрос, так как нужно отчитаться и как депутату перед избирателями в округе, и как главе поселения перед депутатами, а затем и перед всем населением поселения. Кроме того глава подконтролен муниципальному району, исполнительным государственным органам власти субъекта, федеральным надзорным органам, так что можно смело сказать, что вопрос контроля и отчетности от того как избирать главу напрямую не зависит.

А что касается опыта других поселений - ситуация понятна и для нас непоказательна. Мы шли к этому решению долго и сознательно, внимательно анализируя наши внутренние процессы. Остальные же приняли модельные уставы в угоду времени. Было очевидно, что данные уставы работать будут не везде, так как необходимым условием для положительного результата является активная гражданская позиция у жителей,  наличие общественных организаций (у нас их более 20), заинтересованных в защите местных интересов, в том числе экономических.                                                                                                 

Подводя итог всему вышесказанному, смею предположить, что инициатива по изменению Устава в вопросе выбора главы поселения это всего лишь средство внутриполитической борьбы местных элит накануне предстоящих выборов. На лицо политический заказ оппозиционных сил под руководством партии «Родина» для дестабилизации ситуации в поселении накануне поселковых выборов, так как на протяжении 5 лет официально вопрос изменения устава по смене избрания главы напрямую жителями не поднимался.

Участники данной инициативной группы не обладают полной достоверной информацией о ситуации, не имеют поддержки основного молодого и взрослого работоспособного населения.

 

Опрос жителей показал, что людей мало интересует, какая именно будет система выборов главы - прямая или из числа депутатов, главное чтобы системы жизнеобеспечения работали и услуги оказывались быстро и качественно. Вопросы, которые реально волнуют население сейчас - состояние дорог, повышение кадастровой стоимости, увеличение имущественных налогов на землю и дома. Проекты изменений по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц уже подготовлены и будут рассмотрены на летней сессии Совета депутатов Артыбашского поселения.

 

Глава Артыбашского сельского поселения,

Алексей Семухин